Реализация национального проекта «Образование»
- УМК ДПП. Управление и обслуживание многоквартирных домов
- УМК ДПП. Разработка Web сайтов
- УМК ДПП. Организация проектной деятельности обучающихся по изучению и сохранению биологического разнообразия
- УМК ДПП. Организационно-методические особенности подготовки граждан к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
- УМК ДПП. Цифровые технологии в бухгалтерском учете
- УМК ДПП. Наставничество в образовании
- УМК ДПП. Основы социального предпринимательства
- УМК ДПП. Социальная работа. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи
- УМК ДПП. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
- УМК ДПП. Методические основы Steam образования
- УМК ДПП. Безопасность эксплуатации зданий и сооружений в осенне-зимний период
- УМК ДПП. Безопасность труда при использовании информационно-коммуникационных технологий
- УМК ДПП. Организация проектной деятельности обучающихся по обеспечению экологической безопасности
- УМК ДПП. Повышение производительности труда на предприятиях посредством внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений
- УМК ДПП. Оказание первой доврачебной помощи в образовательных учреждениях
Цель проекта: обучение граждан (в количестве 2 100 человек в 2019 году) по индивидуальным непрерывным образовательным маршрутам, предусмотренным программами дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), направленными на личностный рост, приобретение, развитие имеющихся знаний, навыков и компетенций, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики, задачам обеспечения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.
Задачи проекта:
Преобразование университетской практики по разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в соответствии с требованиями федерального и регионального проектов «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в части:
- проектирования содержания персонализированных модульно-накопительных программ ДПО (повышения квалификации) для граждан, согласно перечню приоритетных направлений обновления навыков и приобретения компетенций гражданами, с учетом региональных и отраслевых потребностей (приказ Минобрнауки России от 29 марта 2019 г. № 178), рекомендаций профессионально-общественных организаций, запросов организаций реального сектора экономики региона, работодателей, профессиональных стандартов, квалификационных требований по должностям, результатов регионального мониторинга базовых навыков и ключевых профессиональных компетенций взрослого населения, с ориентацией на устранение выявленных профессиональных дефицитов;
- обеспечения практико-ориентированного (прикладного) компонента в объеме не менее 50% от общего объема каждой программы повышения квалификации;
- использования возможностей информационно-коммуникационных технологий (электронных методических пособий, методических рекомендаций, информационных сайтов, поисковых систем Интернета), дистанционных образовательных технологий (онлайн-курсов, МООК, видеокурсов текстовых и презентационных материалов, видеолекций и др.) в целях изучения эффективных профессиональных практик, обеспечения персонифицированного повышения квалификации;
- проектирования оптимальных для работающих граждан (в том числе инвалидов) индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих постоянно развивать профессиональные навыки, в том числе востребованные на высокотехнологичном рынке труда, а также совершенствовать различные виды повседневной грамотности, повышающие качество жизни взрослого населения;
- увеличения на 10% количества и разнообразия дополнительных профессиональных программ для населения;
- повышения результативности ДПП.
Подготовка 25% научно-педагогических работников университета и 15% работников организаций-работодателей к реализации актуальных программ повышения квалификации, в том числе к деятельности по формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся для непрерывного обновления своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков; обеспечение активного участия 20% научно-педагогических работников университета и 10% работников организаций-работодателей в реализации программ повышения квалификации; разработка и реализация внутриуниверситетских механизмов стимулирования научно-педагогических работников к участию в реализации программ непрерывного образования, в том числе через включение соответствующих условий в трудовые договоры.
Обеспечение охвата 29% населения региона информационной кампанией по популяризации ДПО, в том числе через наружную рекламу, листовки, объявления, печатные брошюры, буклеты, директ мейл рассылки, выставки, семинары, размещение на специальных интернет-площадках, в социальных сетях, а также через публикацию в открытом доступе на сайте университета всех учебных материалов образовательных программ.
Грантовая поддержка университета в форме субсидии из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 году явилась мощным ресурсом:
- роста качества программ, внедрения модели персонализированного модульно-накопительного обучения;
- подтверждения востребованности направлений обучения, в том числе для региональной экономики;
- участия в образовательном процессе квалифицированных педагогов, исследователей и специалистов-практиков;
- принципиального увеличения охвата населения информационной кампанией о популяризации непрерывного образования,
- реализации роли университета как центра непрерывного образования в регионе;
- создания системы управления ДПО в университете по обновлению работающими гражданами своих профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями в интересах развития региональной экономики, увеличения инвестиционной привлекательности территорий.
По итогам реализации гранта обеспечено достижение следующих показателей, предусмотренных Соглашением (таблица 1):
Таблица 1.
Достижение показателей, предусмотренных Соглашением
№ п/п№ | Наименование показателя в соответствии с Правилами предоставления грантов | Значение параметра (предложения Участника) |
1 | Количество граждан, обученных по программам ДПО | 2100 |
2 | Доля научно-педагогических работников университета. принявших участие в реализации программ ДПО, в общей численности научно-педагогических работников университета | 25% |
3 | Число граждан, охваченных информационной кампанией по популяризации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения | 45000 |
Реализация грантовых мероприятий осуществлялась в строгом соответствии с Соглашением (далее — Соглашение) от 22 ноября 2019 г. № 075-15-2019-1752 о предоставлении университету из федерального бюджета гранта в форме субсидии в объеме 9 589 314,00 руб. в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В университете по итогам 2019 года, по сравнению с 2016 годом, благодаря грантовой поддержке, отмечается увеличение почти в 2 раза количества персонализированных модульно-накопительных ДПП с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для различных категорий граждан.
Одним из ведущих показателей результативности программ ДПО, реализуемых университетом, является 100% выполнение государственных контрактов, договорных обязательств, положительные отзывы 100% слушателей и 100% организаций-работодателей.
По сравнению с 2017 годом, в 2019 году во многом благодаря гранту отмечается:
- увеличение на 25% количества граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в университете;
- увеличение на10% доли научно-педагогических работников университета, принимающих участие в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), в общей численности научно-педагогических работников университета;
- увеличение на15% количества граждан, охваченных информационной кампанией по популяризации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.
В результате целенаправленной деятельности университета по развитию программ непрерывного образования в период грантовой поддержки в 2019 г. отмечается позитивная динамика запросов со стороны работодателей и центров занятости населения на программы ДПО и профессионального обучения.
В ходе реализации гранта научно-педагогическими работниками были выполнены следующие виды работ:
- организация учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств по софинансированию проекта;
- научно-методическое сопровождение цифровизации образовательного процесса по реализации ДПП ПК в рамках гранта: определение методологии цифровой трансформации ДПО, обоснование принципов организации персонализированного модульно-накопительного повышения квалификации граждан с использованием дистанционных образовательных технологий ПК;
- разработка алгоритма проектирования и реализации ДПП ПК в условиях цифровизации ДПО;
- разработка критериально-оценочной базы выполнения ДПП ПК;
- создание внутренней системы оценки качества реализации ДПП ПК;
- проведение информационной кампании по популяризации ДПП для работающих граждан;
- организация и научно-методического сопровождения курсового обучения преподавателей университета и работодателей, участвующих в гранте, по образовательной программе корпоративного повышения квалификации «Цифровая трансформация педагогической деятельности современного преподавателя университета»;
- разработка организационных моделей персонализированного модульно-накопительного повышения квалификации граждан с учетом региональных и отраслевых потребностей в приобретении навыков и компетенций ХХ1 века;
- комплектование дифференцированных учебных групп обучающихся из числа работающих граждан, заявивших об участии в курсовом обучении на базе университета;
- организация образовательного процесса и контроля за качеством выполнения учебных планов ДПП ПК, реализуемых в рамках гранта;
- подготовка актуальной информации о потребностях регионального рынка труда и приоритетных направлениях развития системы ДПО в регионе;
- организация взаимодействия ВНИК с лабораторией научно-методического сопровождения процесса прогнозирования кадровых потребностей для социально-экономического развития Курской области на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- организация онлайн опросов работодателей Курской области о структуре рабочих мест и перспективной потребности в кадрах;
- организация взаимодействия ВНИК с комитетом по труду и занятости Курской области, с муниципальными центрами занятости по вопросам реализации проекта в рамках гранта;
- внесение изменений и подготовку новой редакции локальных актов университета, регламентирующих организацию и предоставление услуг по дополнительному профессиональному образованию в соответствии со стратегией деятельности университета по развитию непрерывного образования взрослых в регионе;
- разработка Положения о применении дистанционных образовательных технологий в системе ДПО;
- разработка Положения о порядке формирования электронных учебно-методических комплексов, Положения о функциональном назначении, структуре и требованиях к электронному учебному пособию, разработанному для системы ДПО.
Финансирование проекта полностью соответствовало соглашению и внутренней смете на реализацию проекта
Качественная характеристика выполнения мероприятий складывалась из анализа:
- соответствия университетского проекта целям и условиям конкурса;
- соответствия образовательных программ условиям достижения результатов реализации гранта, качества комплекта учебно-методических материалов в программах непрерывного образования взрослых;
- эффективности использования при реализации образовательных программ онлайн-курсов для самостоятельного освоения слушателями части программы;
- ресурсного обеспечения реализации дополнительных профессиональных программ;
- оценки эффективности предлагаемых механизмов систематизации и распространения лучших практик по созданию типовых моделей центров непрерывного обновления компетенций в университете;
- степени обоснованности финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, требующихся для достижения целевых результатов;
- определения эффективности механизмов проведения информационной компании по популяризации среди населения и работодателей образовательных программ для обучения взрослых, в том числе при помощи использования сайта образовательной организации-заявителя и создания условий для возможности размещения отзыва на образовательные программы.
Задачи, поставленные в проекте, решены в полной мере, перечень реализованных мероприятий соответствует требованиям Соглашения.