Персонализированное обучение граждан с учетом региональных и отраслевых потребностей в приобретении навыков и компетенций ХХI века ( в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого»)

Реализация национального проекта  «Образование»

Цель проекта: обучение  граждан (в количестве 2 100 человек в 2019 году)  по индивидуальным непрерывным образовательным маршрутам, предусмотренным  программами дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), направленными на личностный рост, приобретение, развитие имеющихся знаний, навыков и компетенций, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики,  задачам  обеспечения конкурентоспособности и профессиональной мобильности  на рынке труда.

Задачи проекта:

Преобразование  университетской практики по  разработке  и реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в соответствии с требованиями федерального и регионального проектов «Новые возможности для каждого»  национального проекта «Образование» в части:

  • проектирования содержания персонализированных модульно-накопительных  программ ДПО (повышения квалификации) для граждан, согласно перечню приоритетных направлений обновления навыков и приобретения компетенций гражданами, с учетом региональных и отраслевых потребностей (приказ Минобрнауки России от 29 марта 2019 г. № 178), рекомендаций профессионально-общественных организаций, запросов  организаций реального сектора экономики региона,  работодателей, профессиональных стандартов, квалификационных требований по должностям,  результатов регионального мониторинга  базовых навыков и ключевых профессиональных компетенций взрослого населения, с ориентацией на устранение выявленных профессиональных дефицитов;
  • обеспечения практико-ориентированного (прикладного) компонента в объеме не менее 50% от общего объема каждой программы повышения квалификации;
  • использования возможностей информационно-коммуникационных технологий (электронных методических пособий, методических рекомендаций, информационных сайтов, поисковых систем Интернета), дистанционных образовательных технологий (онлайн-курсов, МООК, видеокурсов текстовых и презентационных материалов,  видеолекций и др.) в целях изучения эффективных профессиональных практик, обеспечения   персонифицированного повышения квалификации;
  • проектирования  оптимальных для работающих граждан (в том числе инвалидов) индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих постоянно развивать профессиональные навыки, в том числе востребованные на высокотехнологичном рынке труда, а также совершенствовать различные виды повседневной грамотности, повышающие качество жизни взрослого населения;
  • увеличения на 10% количества и разнообразия дополнительных профессиональных программ для населения;
  • повышения результативности ДПП.

 Подготовка  25%  научно-педагогических работников университета  и 15%  работников организаций-работодателей к реализации актуальных программ повышения квалификации, в том числе к деятельности по формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся  для непрерывного обновления своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков; обеспечение активного участия 20% научно-педагогических работников университета и 10% работников организаций-работодателей в реализации программ повышения квалификации; разработка и реализация внутриуниверситетских механизмов стимулирования научно-педагогических работников к участию в реализации программ непрерывного образования, в том числе через включение соответствующих  условий в трудовые договоры.

 Обеспечение охвата 29% населения региона информационной кампанией по популяризации ДПО, в том числе через наружную рекламу, листовки, объявления, печатные брошюры, буклеты, директ мейл рассылки, выставки, семинары, размещение на специальных интернет-площадках, в социальных сетях, а также через публикацию в открытом доступе на сайте университета всех учебных материалов образовательных программ.

Грантовая поддержка университета в форме субсидии из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 году явилась мощным ресурсом:

  • роста качества программ, внедрения модели персонализированного модульно-накопительного обучения;
  • подтверждения востребованности направлений обучения, в том числе для региональной экономики;
  • участия в образовательном процессе квалифицированных педагогов, исследователей и специалистов-практиков;
  • принципиального увеличения охвата населения информационной кампанией о популяризации непрерывного образования,
  • реализации роли университета как центра непрерывного образования в регионе;
  • создания системы управления ДПО в университете по обновлению работающими гражданами своих профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями в интересах развития региональной экономики, увеличения инвестиционной привлекательности территорий.

По итогам реализации  гранта обеспечено достижение следующих показателей, предусмотренных Соглашением (таблица 1):

Таблица 1.

Достижение показателей, предусмотренных Соглашением

№ п/п№ Наименование показателя в соответствии с Правилами предоставления грантов Значение параметра (предложения Участника)
1 Количество граждан, обученных по программам ДПО 2100
2 Доля научно-педагогических работников университета. принявших участие в реализации программ ДПО, в общей численности научно-педагогических работников университета 25%
3 Число граждан, охваченных информационной кампанией по популяризации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения 45000

 

Реализация грантовых мероприятий осуществлялась в строгом соответствии с Соглашением (далее — Соглашение) от 22 ноября 2019 г. № 075-15-2019-1752 о предоставлении университету из федерального бюджета гранта в форме субсидии в объеме  9 589 314,00 руб.  в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В  университете по итогам 2019 года, по сравнению с 2016 годом, благодаря грантовой поддержке, отмечается увеличение почти в 2 раза количества  персонализированных модульно-накопительных ДПП с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для различных категорий граждан.

Одним из ведущих показателей результативности программ ДПО, реализуемых университетом, является 100% выполнение государственных  контрактов, договорных обязательств, положительные отзывы  100% слушателей и 100% организаций-работодателей.

По сравнению с 2017 годом,  в 2019 году  во многом благодаря гранту отмечается:

  • увеличение на 25% количества граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в университете;
  • увеличение на10% доли научно-педагогических работников университета, принимающих участие в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), в общей численности научно-педагогических работников университета;
  • увеличение на15% количества граждан, охваченных информационной кампанией по популяризации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

В результате целенаправленной деятельности университета по развитию программ непрерывного образования в период грантовой поддержки в 2019 г. отмечается позитивная динамика запросов  со стороны работодателей и центров занятости населения на программы ДПО и профессионального обучения.

В ходе реализации гранта научно-педагогическими работниками были выполнены следующие виды работ:

  •  организация учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств по софинансированию проекта;
  • научно-методическое сопровождение цифровизации образовательного процесса по реализации ДПП ПК в рамках гранта: определение методологии цифровой трансформации ДПО, обоснование принципов организации персонализированного модульно-накопительного повышения квалификации граждан с использованием дистанционных образовательных технологий ПК;
  • разработка алгоритма проектирования и реализации ДПП ПК в условиях цифровизации ДПО;
  • разработка критериально-оценочной базы выполнения ДПП ПК;
  • создание внутренней системы оценки качества реализации ДПП ПК;
  • проведение информационной кампании по популяризации ДПП для работающих граждан;
  • организация и научно-методического сопровождения курсового обучения преподавателей университета и работодателей, участвующих в гранте, по образовательной программе  корпоративного повышения квалификации «Цифровая трансформация педагогической деятельности современного преподавателя университета»;
  • разработка организационных моделей персонализированного модульно-накопительного повышения квалификации граждан с учетом региональных и отраслевых потребностей в приобретении навыков и компетенций  ХХ1 века;
  • комплектование дифференцированных учебных групп обучающихся из числа работающих граждан, заявивших об участии в курсовом обучении на базе университета;
  • организация образовательного процесса и контроля за качеством выполнения учебных планов ДПП ПК, реализуемых в рамках гранта;
  • подготовка актуальной информации о потребностях регионального рынка труда и приоритетных направлениях развития системы ДПО в регионе;
  • организация взаимодействия ВНИК с лабораторией научно-методического сопровождения процесса прогнозирования кадровых потребностей  для социально-экономического развития Курской области на среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • организация онлайн опросов работодателей Курской области о структуре рабочих мест и перспективной потребности в кадрах;
  • организация взаимодействия ВНИК с комитетом по труду и занятости Курской области, с муниципальными центрами занятости по вопросам реализации проекта в рамках гранта;
  • внесение изменений и подготовку новой редакции локальных актов университета, регламентирующих организацию и предоставление услуг по дополнительному профессиональному образованию  в соответствии со стратегией деятельности университета по развитию непрерывного образования взрослых в регионе;
  • разработка Положения о применении дистанционных образовательных технологий в системе ДПО;
  • разработка Положения о порядке формирования электронных учебно-методических комплексов, Положения о функциональном назначении, структуре и требованиях к электронному учебному пособию, разработанному для системы ДПО.

Финансирование проекта полностью соответствовало соглашению и внутренней смете на реализацию проекта

Качественная характеристика выполнения мероприятий складывалась из анализа:

  • соответствия университетского проекта целям и условиям конкурса;
  • соответствия образовательных программ условиям достижения результатов реализации гранта, качества комплекта учебно-методических материалов в программах непрерывного образования взрослых;
  • эффективности использования при реализации образовательных программ онлайн-курсов для самостоятельного освоения слушателями части программы;
  • ресурсного обеспечения реализации дополнительных профессиональных программ;
  • оценки эффективности предлагаемых механизмов систематизации и распространения лучших практик по созданию типовых моделей центров непрерывного обновления компетенций в университете;
  • степени обоснованности финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, требующихся для достижения целевых результатов;
  • определения эффективности механизмов проведения информационной компании по популяризации среди населения и работодателей образовательных программ для обучения взрослых, в том числе при помощи использования сайта образовательной организации-заявителя и создания условий для возможности размещения отзыва на образовательные программы.

Задачи, поставленные в  проекте, решены в полной мере, перечень реализованных мероприятий соответствует требованиям Соглашения.