Обоснование выбора тематики.
Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Прогноз), который является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации, приоритетными направлениями в развитии и повышении качества образования в долгосрочной перспективе станут:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения;
- обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг.
Как следует из Прогноза к 2030 году за счет инициаив и модернизации произойдут изменения образовательной парадигмы. Процесс обучения станет более индивидуализированным, его содержание будет в большей мере подстраиваться под особенности обучающегося. Образование приобретает все более массовый характер, но за счет новых технологий будет возможна его индивидуализация. Человек может осваивать новый материал в том темпе и таким образом, как это наиболее комфортно и эффективно для него. Насущной необходимостью становится изменение образовательного взаимодействия с его субъектной стороны. Компьютерная грамотность становится не только императивом, но и основанием взаимодействия субъектов образовательного пространства. Это накладывает особую ответственность на обучающую сторону и детерминирует необходимость ее достаточной цифровой компетентности. Последнее становится особенностью дальнейшего совершенствования образовательного взаимодействия, так как без этой компетентности педагог будет не в состоянии реализовать по крайней мере две своих современных функции: функцию навигации в информационном пространстве и функцию эксперта-селекционера информации как знания. http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/66/.
Важность обеспечения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования, особо подчеркивается в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
В рамках программы «Цифровая экономика» выделено направление «Кадры и образование», в котором в качестве приоритетной задачи определена необходимость подготовки кадров, способных функционировать в цифровой экономике и обладающих необходимыми компетенциями.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» закрепил одну из национальных целей – «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды». Одновременно были разработаны национальные проекты, одним из которых является проект «Образование», а на его основе сформирован федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Цель проекта – организовать условия для непрерывного образования путём увеличения объёма российского цифрового образовательного пространства и числа обучающихся через открытые онлайн-курсы. Эта цель предполагает решение задачи обеспечения свободного доступа по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, обучающихся по программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательным платформам. Достижение поставленной цели, как нам представляется, приведёт к появлению конкуренции на внутреннем (российском) рынке образовательных услуг в части предлагаемых онлайн-курсов. Для повышения качества открытых онлайн-курсов необходимы две составляющие: во-первых, высокая компетентность разработчиков курсов и их сопровождающих, а во-вторых, их независимая экспертиза до выхода на цифровую образовательную платформу. Этот проект пересекается с федеральным проектом «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика», частной задачей которого выступает подготовка кадров, отвечающих требованиям развития цифровой экономики и владеющих цифровыми компетенциями.
Таким образом, на государственном уровне созданы необходимые предпосылки внедрения и последующего развития цифровизации системы образования в России. Цель высшей школы в этой связи – обеспечить цифровую экономику соответствующими образовательными и исследовательскими программами и кадрами.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования требует создания инновационной инфраструктуры в системе дополнительного профессионального образования педагогов с учетом основных векторов социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Дополнительное профессиональное образование педагогов нуждается в значительных системных изменениях, продиктованных необходимостью достижения целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.).
Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование» ориентирует на непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников (на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, и результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации), обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов по совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников.
Федеральный проект «Учитель будущего» — это новый, революционный взгляд на систему профессионального роста педагогов. Старая система изжила себя и уже не отвечает современным требованиям в части таких аспектов, как цифровизация, цифровое образовательное пространство. Педагогам нужно получать недостающие знания по широкой тематике в режиме реального времени, то есть постоянно, а не от семинаров к семинарам. Федеральный проект «Учитель будущего» направлен на повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, работы профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и т.п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в течение всей жизни. В стране получает развитие национальная система учительского роста (система, обеспечивающая возможность карьерного роста педагогических работников).
Столь пристальное внимание к решению проблемы профессионального в условиях создания новой системы ДПО обусловлено острой необходимостью полноценной интеграции учителя в современную образовательную экосистему ХХ1 века по выстраиванию тесной взаимосвязи между процессами развития способностей личности (сфера образования) и оптимальным использованием человеческих ресурсов (сфера экономики).
Образовательная экосистема основывается на ценностях современной цивизизации, и ее эффективное функционирование должна обеспечивать современная педагогика [Распоряжение Министерства просвещения РФ от 17.12.2019 года №Р-140 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» ].
Эффективное обновление и повышение уровня ключевых и профессиональных компетенций педагога, овладение актуальными образовательными технологиями и вовлечение в активный процесс поддержки и функционирования вышеназванной экосистемы во многом призвана осуществить новая дидактика ДПО, в том числе, — цифровая дидактика повышения квалификации. На этапе ее создания весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост каждого учителя, являются инновационные проекты в сфере разработки новых методик непрерывного профессионально-личностного саморазвития педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО.
К числу вышеназванных инновационных методик принадлежит персонализированная методика обновления и повышения уровня профессиональной компетености учителей в условиях цифровой трансформации ДПО, направленная на самопроектирование педагогами и самореализацию индивидуальных образовательных программ профессионального роста в части развития предметной, методической, психолого-педагоической и коммуникативной компетенций.
Разработке, апробации и внедрению вышеназванной методики посвящен предлагаемый инновационный проект.
Новизна, инновационность предлагаемых решений.
Впервые проблема обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в контексте их подготовки к полноценной интеграции в современную образовательную экосистему ХХ1 века решается, благодаря персонализированной методике профессионального роста, которая предусматривает перевод педагогов из положения пассивных слушателей, исполнителей в состояние активно действующих субъектов, способных к самодиагностике, постановке целей, планированию результатов профессионального роста, самопроектированию и самореализации индивидуальных образовательных программ в процессе активного взаимодействия с цифровой образовательной средой ДПО университета, использования электронных ресурсов, современных образовательных технологий, партнерских методов взаимодействия.
С этой целью предусмотрен запуск ведущих механизмов (мотивационно-ценностных, оценочно-целевых, содержательно-деятельностных, организационных/самоорганизационных, рефлексивных) разрабатываемой методики персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО.
Особый акцент сделан на включение мотивационно-ценностных механизмов (транслируемые профессиональные ценности и смыслы, профессиональная конкуренция, требования к профессии «педагог будущего», система оценки/самооценки профессиональных компетенций, рефлексивная система качества профессиональной деятельности педагога, потребность быть компетентным, акмеологическая среда, признание в социуме и профессиональном сообществе и др.) при создании инновационной инфраструктуры ДПО в университете, разработке массовых открытых онлайн курсов (МООК), проектировании/самопроектировании педагогами личностно ориентированных программ ДПО.
Основная идея предлагаемого инновационного проекта основана на представлении о педагоге в системе ДПО как о самоорганизующемся субъекте (авторе) своего непрерывного профессионально-педагогического образования, осуществляющем самоуправление своим профессиональным ростом в процессе активного взаимодействия с цифровой образовательной средой ДПО, самоактуализации человеческого потенциала (имеющихся духовно-нравственных, психофизиологических, социо-культурных, творческих и других внутренних ресурсов), самопроектирования и реализации личностно орентированных индивидуальных образовательных программ в интегративной связи с инвариантными модулями, продиктованными потребностями практики образования и меняющейся социокультурной ситуации по принципу взаимодополнения, что способно придавать содержанию индивидуальных программ ДПО целостность и наполнять их личностным смыслом.
Субъектно-личностная направленность разрабатываемой методики повышения квалификации в условиях цифровой трансформации ДПО позволит осуществить перевод педагогов из положения пассивных потребителей содержания ДПО в позицию активных субъектов своего профессионально-личностного саморазвития за счет активного взаимодействия с цифровой образовательной средой ДПО, использования электронных ресурсов, обеспечивающих организацию коллективной разработки «портрета учителя будущего», рефлексию уровня профессиональной компетентности педагогов, самопроектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ, направленных на непрерывное обновление и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов с использованием цифровых технологий.
Субъектность, креативность и авторство педагогов в построении и реализации своих траекторий профессионального роста рассматриваются как ведущие условия развития личности и обеспечения продуктивности их профессиональной деятельности.
Методика персонализированного повышения квалификации ориентирована на интеграцию научных представлений о человекоразвивающем, профессионально-творческом, практико-ориентированном потенциале содержания ДПО педагогов и адекватных им теоретических, организационно-методических, нормативных основ процесса отбора и структурирования содержания образования.
Стержневой частью методики персонализированного ДПО педагогов, обеспечивающей ее направленность на профессионально-личностное саморазвитие, выступают методологические основания предлагаемого инновационного проекта, которые будут разработаны на основе системно-деятельностного, профессионально-компетентностного, человеко-ориентированного и андрагогического подходов, вобравших в себя ведущие антропологические, гуманистические, аксиологические, культурологические, андрагогические, акмеологические, синергетические и футурологические идеи. Названные подходы позволят выявить другие интегративные компоненты персонализированной методики ДПО: источники проектирования содержания ДПО, т.е. объекты, из которых черпается содержание; факторы, определяющие направленность, характер и объем отбираемого содержания ДПО, содержание и логику проектировочной деятельности; тенденции, принципы и механизмы проектирования персонализированного содержания ДПО и процессе его реализации.
Разрабатываемая инновационная модель проектирования/самопроектирования содержания ДПО призвана служить обновлению и повышению уровня предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентности учителей на региональном и субъектно-личностном уровнях. Названная модель обеспечивает интеграцию непрерывного общекультурного, социально-нравственного, профессионального и личностного развития педагогов, ориентирована на взаимодействие мотивационной, когнитивной, операционно-технологической, этической, социальной, поведенческой составляющих методики персонализированного ДПО. Позитивные изменения в послекурсовом уровне сформированности профессиональной компетентности, по сравнению с докурсовым уровнем, выражают результаты образовательной деятельности по формированию и развитию системы профессиональных знаний, умений, навыков, опыта их применения в нестандартных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности, к школе, детям, родителям, своему профессиональному образованию и др.; опыта творческой деятельности; опыта профессионально-личностного саморазвития.
Методика проектирования/самопроектирования персонализированного содержания программ ДПО и процесса их реализации включает в себя совокупность методов, приемов и средств, обеспечивающих: философское осмысление миссии, ценностей и предмета профессиональной деятельности «педагога будущего»; коллективное создание идеального образа «педагога будущего» в виде его обобщенного портрета; рефлексию человеческого потенциала педагогов и их ориентацию на зону ближайшего развития; прогноз проблем будущей профессиональной деятельности в образовательной экосистеме XXI века; самомоделирование личности и профессиональной деятельности в виде адаптивного профессионального стандарта; построение акмеограммы – индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития; самопроектирование, апробацию и самореализацию индивидуальных образовательных программ дополнительного профессионального образования; рефлексию результатов образовательной деятельности; переход на новую ступень самоорганизации профессионально-личностного саморазвития.
В качестве инструментов оценки, корректировки и дальнейшего развития персонализированной методики ДПО педагогов будут разработаны группы критериев развития человеческого потенциала, профессиональной компетентности и продуктивности профессиональной деятельности.
Важное место будет отведено обоснованию условий эффективности применения персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетености учителей в условиях цифровой трансформации ДПО (учет дидактических закономерностей, принципов, механизмов персонализированного повышения квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО; единство подходов преподавателей системы ДПО к проектированию персонализированного содержания программ, их андрагогическая и цифровая подготовка; формирование и развитие проектной культуры преподавателей системы ДПО, опыта профессионально-личностного саморазвития, самопроектирования, самоорганизации и самореализации индивидуальных образовательных маршрутов; создание и развитие внутренней системы оценки качества ДПП; ориентация региональной кадровой политики на непрерывный профессональный рост педагогов, реализацию и изучение эффективности персонализированной методики повышения квалификации; и др.).
В результате реализации предлагаемой методики педагог получает возможность:
- выявить степень владения профессиональными компетенциями, оценить возможности их развития, разработать и реализовать индивудуальную программу обновления и повышения уровня профессиональной компетентности;
- актуализировать знания и компетенции в области применения передовых образовательных технологий, получить представление о наиболее успешных и перспективных образовательных трендах как в мировой, так и в отечественной педагогической практике;
- разнообразить спектр цифровых навыков для применения их в повседневной профессиональной деятельности;
- получить рекомендации для дальнейшего профессионально-личностного саморазвития.
Потребуют детальной проработки механизмы оперативного и качественного внедрения в практику образования персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетености учителей в условиях цифровой трансформации ДПО.
Выполнение предлагаемого инновационного проекта может служить своего рода началом создания субъектной дидактики дополнительного профессионального образования педагогов в условиях цифровизации. Для ее дальнейшей разработки необходимо изучение других весомых ресурсов, обеспечивающих профессиональный рост педагогов в логике персонализированного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности: модернизация деятельности ИПК, ИРО; корпоративное повышение квалификации педагогов, методическая работа; внедрение сетевых форм реализации программ ДПО; развитие конкурсного движения педагогов; практика создания и функционирования профессиональных сообществ, профессиональных ассоциаций; стажировки, наставничество, тьюторство; «горизонтальное обучение», рефлексия и др.
Нуждается в исследовании феномен «современный портрет преподавателя системы ДПО», выявление механизмов, обеспечивающих его профессионально-личностное саморазвитие.