Особенности проекта и программ повышения квалификации, планируемых к реализации, ориентация на стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Проект «Персонализированное обновление и повышение уровня профессиональной компетентности граждан в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального образования в университете» является одним из этапов работы университета по решению проблемы цифровой трансформации ДПО, суть которой — движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Начало было положено в 2019 году разработкой и реализацией грантового проекта «Персонализированное обучение граждан с учетом региональных и отраслевых потребностей в приобретении навыков и компетенций ХХI века» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», а также разработкой и реализацией в 2020 году  инновационного проекта «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО в университете» в рамках конкурса ФИП. Материалы и результаты  названных проектов представлены на сайте fpk.kursksu.ru. 

В рамках предлагаемого проекта будет реализовано 23 персонализированных программ повышения квалификации. Планируется обеспечить обновление и развитие профессиональных компетенций 3087 работающих граждан Курской области, а также республик Крым, Марий Эл, Адыгея, г. Севастополя, Орловской, Тамбовской областей с учетом стратегии социально-экономического развития вышеназванных субъектов Российской Федерации. Проект направлен на  разработку и продвижение наиболее востребованных образовательных программ для различных целевых аудиторий.

Каждая программа повышения квалификации оснащена электронными УМК,  содержит в себе характеристику области применения программы, цели и задачи дисциплин, содержание дисциплин и условия реализации, рабочие программы, виды и содержание занятий по дисциплинам (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов), формы входной, текущей и итоговой оценки, электронные учебно-методические разработки, варианты индивидуальной траектории обучающихся, требования к самостоятельной работе обучающихся. Программы  включают онлайн-курсы, МООК, видеокурсы, текстовые и презентационные материалы,  видеолекции, оценочные материалы для входной диагностики, текущей и итоговой аттестации. Содержание программ направлено на устранение профессиональных дефицитов, персонализированное обновление и развитие профессиональной компетентности и  соответствует  перечню приоритетных направлений обновления навыков и приобретения компетенций гражданами, с учетом региональных и отраслевых потребностей (приказ Минобрнауки России от 29 марта 2019 г. № 178),Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, рекомендаций профессионально-общественных организаций, запросов  организаций реального сектора экономики региона,  работодателей, профессиональных стандартов, квалификационных требований по должностям,  результатов регионального мониторинга  базовых навыков и ключевых профессиональных компетенций взрослого населения. В обязательном порядке предусмотрено обеспечение практико-ориентированного (прикладного) компонента в объеме не менее 50% от общего объема каждой программы повышения квалификации, оказание помощи работающим гражданам (в том числе, инвалидам) в проектировании  индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих постоянно развивать профессиональные навыки, в том числе востребованные на высокотехнологичном рынке труда, а также совершенствовать различные виды повседневной грамотности, повышающие качество жизни взрослого населения.

Предусмотрено внедрение и развитие методики персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности работающих граждан в условиях цифровой трансформации ДПО, разрабатываемой научным коллективом университета.

 

 

Названная методика предполагает:

  • включение в программы повышения квалификации субъектно-личностного модуля;
  • использование оценочных процедур для выполнения самодиагностики владения профессиональными компетенциями, выявления профессиональных дефицитов;
  • самопроектирование и реализацию индивидуальных программ обновления и повышения уровня профессиональной компетентности.

Выполнение обучающимися указанных видов работ  во многом обеспечивается благодаря возможности освоения МООК, выбора самостоятельно разработанных сотрудниками университета онлайн курсов (трудоемкость одного онлайн-курса не более 36 академических часов (1 зачетная единица), направленных на актуализацию знаний и компетенций в области  применения передовых технологий профессиональной деятельности, получение представления о наиболее успешных и перспективных трендах как в мировой, так и в отечественной  практике, полисубъектное диалогическое взаимодействие в целях профессионального роста, освоение  цифровых навыков для применения их в повседневной профессиональной деятельности, получение рекомендации для дальнейшего профессионально-личностного саморазвития.

Предусмотрено включение в содержание программ стажировки слушателей с целью изучения и распространения лучших практик, сформированных в высокотехнологичных организациях и предприятиях.   УМК по каждой из предлагаемых  программ размещены  на сайте fpk.kursksu.ru, могут быть использованы в деятельности иных образовательных организаций, в том числе и после завершения мероприятия федерального проекта «Новые возможности для каждого».

Планируется выполнение и защита каждым слушателем как минимум одного индивидуального проекта, тематика которого учитывает приоритетные направления обновления навыков и приобретения компетенций граждан с учетом региональных и отраслевых потребностей. Слушателям, успешно освоившим программу, будут выданы документы установленного образца с размещением соответствующей информации на ФИС ФРДО.

Для реализации проекта созданы соответствующие кадровые, нормативно-правовые, информационные, организационные, материально-технические ресурсы и условия. Важное место отведено повышению квалификации ППС. 30% научно-педагогических работников университета и абсолютное большинство работодателей, привлекаемых к курсовому обучению, освоили программы «Цифровая трансформация ДПО», «Проектирование онлайн курсов», в рамках которых формировались компетенции преподавателей ДПО, реализующих обучение с использованием онлайн курса.

Предусмотрено применение эффективных механизмов проведения информационной компании по популяризации среди населения и работодателей образовательных программ, в том числе через наружную рекламу, листовки, объявления, печатные брошюры, буклеты, директ мейл рассылки, выставки, семинары, размещение на специальных интернет-площадках, в социальных сетях, а также через публикацию в открытом доступе на сайте университета всех учебных материалов образовательных программ.