В рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» исторический факультет Курского государственного университета реализует программу повышения квалификации «Историческая наука в реалиях современного мира. Инновационные технологии и методики обучения».
В период с 27 ноября по 26 декабря 2020 года ее осваивают 162 специалиста, занятых в сфере исторического и обществоведческого образования, а также представители различных слоев населения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, проявляющие интерес к исторической науке и образованию.
Слушателям предложен анализ актуальных и дискуссионных вопросов истории России XIX века, революций 1905–1907 годов и в феврале 1917 года, истории Великой Отечественной войны, Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, развития американо-советско-российских отношений, политических процессов в России и в современном мире, геополитики в условиях глобального мира, а также путей противодействия фальсификациям в исторической науке.
Значительное место в процессе повышения квалификации отведено современным информационно-коммуникационным технологиям в освоении исторической науки: авторскому, библиотечному и архивному праву в сети Интернет, стратегии информационного поиска, возможностям использования интернет-ресурсов для профессионального и личностного развития ученого и педагога, мультимедийным ресурсам, электронным библиотекам и коллекциям, средствам доступа к электронным ресурсам. В ходе занятий раскрываются особенности моделей дистанционного обучения, дается характеристика его средств и форм, сравнительный анализ различных образовательных платформ.
Одним из ведущих направлений повышения квалификации является совершенствование профессиональных компетенций в области методики обучения истории и обществознанию. Слушатели изучают способы разработки и внедрения инновационных технологий в учебный процесс, в том числе технологию формирования и развития критического мышления в исследовательском обучении, модульную, проектную, игровые и дискуссионные технологии, а также рассматривают проблемы личностно ориентированного и развивающего обучения истории и обществознанию.
Результатом освоения программы «Историческая наука в реалиях современного мира. Инновационные технологии и методики обучения» является ликвидация профессиональных дефицитов в отношении необходимых педагогических умений специалиста-историка. Этому во много способствует опора на ведущие идеи персонализированного обучения в системе ДПО. изучение и учет индивидуальных образовательных и профессиональных потребностей обучающихся, анкетирование и диагностика их профессиональной компетентности, а также оценивание качества освоения модулей.
Программа содержит инвариантные модули, обязательные для освоения всеми слушателями, и вариативные модули, выбор которых осуществляет каждый обучающийся самостоятельно при поддержке преподавателей.
Интерактивное обучение, позволяющее проводить дискуссии, обсуждать индивидуальные проекты, анализировать лучшую практику преподавания истории, осуществляется на платформе ZOOM.
В электронной информационной образовательной среде (ЭИОС) университета в системе дистанционного обучения на платформе MOODLE размещен электронный УМК, включающий онлайн-курсы, видеолекции, интерактивные презентации и другие видеоматериалы, позволяющие слушателям в индивидуальном режиме, оптимальном темпе, в удобное для них время осваивать вариативную часть программы.
Вариативные модули направлены на развитие следующих умений: анализировать и интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку программ; анализировать свою педагогическую деятельность на предмет соответствия требованиям нормативных документов и с целью ее совершенствования; владеть формами, методами и технологиями обучения; устанавливать степень соответствия всех компонентов образовательной программы по истории целевым требованиям к образовательным результатам; определять цели и содержание рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин в соответствии с ФГОС СОО и с учетом требований профессиональных стандартов; определять и формулировать показатели контроля и оценки результатов освоения рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; формулировать требования к условиям реализации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; осуществлять самостоятельную разработку различных видов обеспечения (методического, материально-технического, организационно-технологического и др.) реализации ФГОС.
Руководителем программы является специалист в области методики обучения истории и обществознанию кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России Курского государственного университета Л.В. Сухорукова.
Учебные занятия проводят высококвалифицированные научно-педагогические работники, имеющие опыт преподавательской деятельности в вузах и системе повышения квалификации, успешно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по данной проблематике, имеющие авторские разработки, научные школы: декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор И.А. Конорева, заведующий кафедрой истории России, доктор исторических К.В. Яценко, доктор исторических наук, профессор А.А. Сойников, кандидат исторических наук, доцент С.Н. Белевцева, кандидат исторических наук, доцент О.В. Рагунштейн, кандидат исторических наук, доцент Л.В. Палий,и. о. директора Института экономики и управления, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор политических наук, профессор Слатинов В.Б., кандидат исторических наук, доцент Л.А. Иванова.